Аналитическая статья по оценке эффективности предоставленных налоговых льгот по местным налогам на территории Городского округа Пушкинский Московской области
Согласно статьи 61.2 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от местных налогов, установленных представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:
1) налог на имущество физических лиц – по нормативу 100 процентов,
2) земельный налог – по нормативу 100 процентов.
В целях повышения эффективности использования имеющихся ресурсов
и устойчивого развития Городского округа Пушкинский, в пределах полномочий представительных органов местного самоуправления, установленных налоговым законодательством, в отношении местных налогов приняты следующие муниципальные правовые акты:
1. По земельному налогу:
- решение Совета депутатов Городского округа Пушкинский от 19.10.2021 № 113/8 Об установлении земельного налога на территории Городского округа Пушкинский Московской области»;
2. По налогу на имущество физических лиц:
- решение Совета депутатов Городского округа Пушкинский Московской области от 26.10.2021 № 131/9 Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Городского округа Пушкинский Московской области».
Оценка эффективности установленных льгот по местным налогам проводится в целях оптимизации перечня налоговых преференций и обеспечения оптимального выбора категорий налогоплательщиков для предоставления поддержки в форме налоговых льгот.
Оценка эффективности налоговых льгот по местным налогам осуществляется по двум направлениям:
– влияние льгот на формирование бюджета Городского округа Пушкинский;
– социальные последствия предоставляемых (планируемых к установлению) льгот, которые выражаются в оказании поддержки незащищенным категориям граждан и создание благоприятных условий развития инфраструктуры округа.
Льготы, установленные на местном уровне, по их направленности можно разделить на следующие группы:
- поддержка социально незащищенных категорий граждан;
- минимизация налоговой нагрузки учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Городского округа Пушкинский.
В первую группу вошли льготы, предоставленные социально незащищенным категориям населения городского округа, которые имеют исключительно социальную направленность, как улучшающие условия жизнедеятельности и повышающие покупательскую способность.
Вторая группа налоговых льгот, предоставленная в целях снижения налоговой нагрузки на учреждения, финансируемые из бюджета, имеет доминирующее положение.
Рассмотрим как пример предоставление налоговых льгот в 2021 году.
Общий объем налоговых расходов бюджета Городского округа Пушкинский Московской области в 2021 году составил 100 139,0 тыс.рублей, что составляет 1,8 % в налоговых доходах бюджета Городского округа Пушкинский. Налоговые расходы носят социальный характер.
Право на налоговые льготы по категориям плательщиков, установленных Решениями Советов депутатов заявили в 2021 году 91 организация и 1186 физических лиц.
Соотношение недополученных доходов по местным налогам в результате
действия льгот, установленных представительными органами местного самоуправления, к общему объему налоговых доходов в 2021 году представлено в таблице.
Год
|
Налоговые доходы, тыс.руб.
|
Недополученные доходы по местным налогам в результате действия льгот, тыс.руб.
|
Соотношение недополученных доходов по местным налогам в результате действия льгот к налоговым доходам, %
|
2021
|
5 557 277,6
|
100 139,0
|
1,80
|
Установленные Решениями Совета депутатов налоговые льготы носят социальный, технический характер.
Оценка эффективности налоговых расходов по земельному налогу физических лиц и налогу на имущество физических лиц в отношении лиц, относящихся к социально незащищенным группам населения
Социальные льготы предоставляются с целью социальной поддержки населения. Применение налогового расхода способствует снижению налогового бремени населения, повышению уровня и качества жизни граждан, снижению социального неравенства, что соответствует направлению социально-экономической политики округа.
Общая сумма предоставленных льгот социально незащищенным группам населения за 2021 год составила 11 372,0 тыс.руб..
Востребованность социальных налоговых льгот определяется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы к общей численности плательщиков, и за 2021 год составила:
Показатель
|
2021
|
Численность плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, чел.
|
1186
|
Общая численность плательщиков, чел.
|
293096
|
Востребованность, %
|
0,40
|
Данные представленные в таблице свидетельствуют о востребованности указанного налогового расхода.
Исходя из вышеизложенного считаем действие социального налогового расхода эффективным.
Оценка эффективности технических налоговых расходов по земельному налогу юридических лиц
В соответствии с Решениями Советов депутатов от уплаты земельного налога освобождаются муниципальные казенные учреждения, бюджетные и автономные учреждения, созданные органами местного самоуправления для выполнения работ, оказания услуг и иных функций некоммерческого характера.
В 2021 году данной налоговой льготой воспользовались 91 организация. Сумма выпадающих доходов составила 88 767,0 тыс.руб. Данные представлены в таблице.
Год
|
Налоговая льгота
|
Количество организаций воспользовавшихся правом на налоговую льготу, ед.
|
Сумма,
тыс.руб.
|
2021
|
Техническая
|
91
|
88767,0
|
Целью применения данного налогового расхода является оптимизация встречных бюджетных финансовых потоков.
Применение данного вида налоговых льгот позволяет снизить бюджетные расходы на финансирование организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, культуры, физической культуры, спорта и молодежной политики, что способствует высвобождению финансовых ресурсов для достижения целей социально-экономической политики по развитию округа.
Таким образом, снижение встречных финансовых потоков в 2021 году равно объему налоговых расходов и составило 88 767,0 тыс.руб.
Поскольку налоговый расход оказывает положительное влияние на социально экономическое развитие округа в целом, способствует устранению финансовых потоков средств местного бюджета, является разновидностью бюджетного финансирования, поступающего в распоряжение налогоплательщика в ускоренном и упрощенном порядке его действие в 2021 году признано целесообразным и эффективным.
По результатам проведенной оценки установлено, что налоговые расходы соответствуют критериям востребованности, целесообразности и эффективности, их действие следует сохранить в 2022 году.