Оценка эффективности предоставленных налоговых льгот по местным налогам на территории Г.о. Пушкинский

27.02.2023

Аналитическая статья по оценке эффективности предоставленных налоговых льгот по местным налогам на территории Городского округа Пушкинский Московской области

Согласно статьи 61.2 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от местных налогов, установленных представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:
1) налог на имущество физических лиц – по нормативу 100 процентов,
2) земельный налог – по нормативу 100 процентов.
В целях повышения эффективности использования имеющихся ресурсов
и устойчивого развития Городского округа Пушкинский, в пределах полномочий представительных органов местного самоуправления, установленных налоговым законодательством, в отношении местных налогов приняты следующие муниципальные правовые акты:
1. По земельному налогу:
- решение Совета депутатов Городского округа Пушкинский от 19.10.2021 № 113/8 Об установлении земельного налога на территории Городского округа Пушкинский Московской области»;
2. По налогу на имущество физических лиц:
- решение Совета депутатов Городского округа Пушкинский Московской области от 26.10.2021 № 131/9 Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Городского округа Пушкинский Московской области».
Оценка эффективности установленных льгот по местным налогам проводится в целях оптимизации перечня налоговых преференций и обеспечения оптимального выбора категорий налогоплательщиков для предоставления поддержки в форме налоговых льгот.
Оценка эффективности налоговых льгот по местным налогам осуществляется по двум направлениям:
– влияние льгот на формирование бюджета Городского округа Пушкинский;
– социальные последствия предоставляемых (планируемых к установлению) льгот, которые выражаются в оказании поддержки незащищенным категориям граждан и создание благоприятных условий развития инфраструктуры округа.
Льготы, установленные на местном уровне, по их направленности можно разделить на следующие группы:
- поддержка социально незащищенных категорий граждан;
- минимизация налоговой нагрузки учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Городского округа Пушкинский.
В первую группу вошли льготы, предоставленные социально незащищенным категориям населения городского округа, которые имеют исключительно социальную направленность, как улучшающие условия жизнедеятельности и повышающие покупательскую способность.
Вторая группа налоговых льгот, предоставленная в целях снижения налоговой нагрузки на учреждения, финансируемые из бюджета, имеет доминирующее положение.
Рассмотрим как пример предоставление налоговых льгот в 2021 году.
Общий объем налоговых расходов бюджета Городского округа Пушкинский Московской области в 2021 году составил 100 139,0 тыс.рублей, что составляет 1,8 % в налоговых доходах бюджета Городского округа Пушкинский. Налоговые расходы носят социальный характер.
Право на налоговые льготы по категориям плательщиков, установленных Решениями Советов депутатов заявили в 2021 году 91 организация и 1186 физических лиц.
Соотношение недополученных доходов по местным налогам в результате
действия льгот, установленных представительными органами местного самоуправления, к общему объему налоговых доходов в 2021 году представлено в таблице.

Год
Налоговые доходы, тыс.руб. 
Недополученные доходы по местным налогам в результате действия льгот, тыс.руб.
Соотношение недополученных доходов по местным налогам в результате действия льгот к налоговым доходам, %
     2021
5 557 277,6
     100 139,0
     1,80


Установленные Решениями Совета депутатов налоговые льготы носят социальный, технический характер.

Оценка эффективности налоговых расходов по земельному налогу физических лиц и налогу на имущество физических лиц в отношении лиц, относящихся к социально незащищенным группам населения

Социальные льготы предоставляются с целью социальной поддержки населения. Применение налогового расхода способствует снижению налогового бремени населения, повышению уровня и качества жизни граждан, снижению социального неравенства, что соответствует направлению социально-экономической политики округа.
Общая сумма предоставленных льгот социально незащищенным группам населения за 2021 год составила 11 372,0 тыс.руб..
Востребованность социальных налоговых льгот определяется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы к общей численности плательщиков, и за 2021 год составила:
 Показатель 2021
 Численность плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, чел. 1186
 Общая численность плательщиков, чел. 293096
 Востребованность, % 0,40

Данные представленные в таблице свидетельствуют о востребованности указанного налогового расхода.
Исходя из вышеизложенного считаем действие социального налогового расхода эффективным.

Оценка эффективности технических налоговых расходов по земельному налогу юридических лиц

В соответствии с Решениями Советов депутатов от уплаты земельного налога освобождаются муниципальные казенные учреждения, бюджетные и автономные учреждения, созданные органами местного самоуправления для выполнения работ, оказания услуг и иных функций некоммерческого характера.
В 2021 году данной налоговой льготой воспользовались 91 организация. Сумма выпадающих доходов составила 88 767,0 тыс.руб. Данные представлены в таблице.

 Год
     Налоговая льгота
     Количество организаций воспользовавшихся правом на налоговую льготу, ед.
Сумма,
тыс.руб.
    2021
     Техническая
     91
     88767,0


Целью применения данного налогового расхода является оптимизация встречных бюджетных финансовых потоков.
Применение данного вида налоговых льгот позволяет снизить бюджетные расходы на финансирование организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, культуры, физической культуры, спорта и молодежной политики, что способствует высвобождению финансовых ресурсов для достижения целей социально-экономической политики по развитию округа.
Таким образом, снижение встречных финансовых потоков в 2021 году равно объему налоговых расходов и составило 88 767,0 тыс.руб.
Поскольку налоговый расход оказывает положительное влияние на социально экономическое развитие округа в целом, способствует устранению финансовых потоков средств местного бюджета, является разновидностью бюджетного финансирования, поступающего в распоряжение налогоплательщика в ускоренном и упрощенном порядке его действие в 2021 году признано целесообразным и эффективным.
По результатам проведенной оценки установлено, что налоговые расходы соответствуют критериям востребованности, целесообразности и эффективности, их действие следует сохранить в 2022 году.